Человек -открытая система. Что это значит? Мы получаем извне вещества, впечатления, информацию, и на нас действуют различные волновые поля. Всё это «перерабатывается» в нашем организме и «выводится» в виде мыслей, эмоций и продуктов обмена веществ.
Как узнать, что оказывает положительное воздействие, а что-отрицательное? Еще в середине XlX-го столетия научные исследования в этой области позволили выявить закон, которому подчиняются все биологические системы. Это закон Арндта-Шульца. Согласно ему:
✔️слабые раздражители стимулируют работу живых систем (клеток, органов, тканей, организмов);
✔️средние — поддерживают;
✔️сильные — блокируют (тормозят);
✔️очень сильные — разрушают (парализуют).
Один из учёных пришёл к этому выводу, наблюдая за действием на мышцы гальванического тока, а второй-воздействием ядов на рост дрожжей.
Рудольф Арндт попытался применить своё открытие к механизму действия гомеопатии, чем и погубил судьбу своего закона. Гомеопатическая медицина всегда вызывала в медицинской общественности не однозначное восприятие.
Эти ученые подтвердили своими научными исследованиями знаменитую фразу Парацельса о том, что любое вещество может быть лекарством или ядом, все зависит только от концентрации. Известно, что отравление может наступить от большого количества выпитой воды.
С другой стороны много исследований проводилось среди работников, получающих на производстве малые дозы облучений. Выяснилось, что они реже болеют раком, причем цифры значительные от 15 до 50%. Наши учёные получили увеличение продолжительности жизни у мух дрозофил, получающих малую дозу гамма-облучения. Это явление назвали гормезисом и считают, что его механизм связан со стимуляцией генов.
Как мы реагируем на любое воздействие извне? Малые и сверхмалые дозы не приводят к патологическим изменениям, а напротив, тренируют адаптационные возможности нашего организма. Это уровень воздействия гомеопатии, рефлексотерапии и некоторых волновых (полевых) методов лечения.
Средние дозы заставляют нас перестраивать функционирование тела. Так мы реагируем чаще всего на терапевтические дозы фармакологических средств, возможно на некоторые физиопроцедуры. Большие дозы приводят наш организм в состояние стресса. Стресс может быть острым. Мы справились с внешним воздействием, но с определенными потерями, иммунитета, функции и даже структуры определенных органов. К сожалению стрессовое воздействие может быть хроническим, что приводит к развитию различных заболеваний.
Есть ещё одна стадия, которая возникает чаще всего после стресса. Это стадия ареактивности. Я на всю свою врачебную жизнь запомнила случай, когда ребёнку в астматическом статусе доктор отменила все лекарства, и у него улучшилось самочувствие. Если за день до этого он не мог сам снять рубашку, то после отмены препаратов, начал бегать по больничному коридору. Это решение приняла, теперь уже доктор наук, Неретина Алла Федоровна, объяснив тем, что перегруженные рецепторы организма не могли уже отвечать адекватно на лекарства.
Кстати, проводя семинарское занятие о вреде гомеопатической медицины, она сказала, что доктор Б. Тайц добивается регресса аденоидных разрастаний, с помощью гомеопатии. Тоже запомнила до 90-х годов и, когда появилась возможность изучить гомеопатический метод, с удовольствием этим занялась.
Аллопатические лекарства и оперативное вмешательство действуют на уровне блока, создавая стрессовую ситуацию для организма. Поэтому появляются побочные эффекты фармтерапии, они свидетельствуют о той глобальной перестройке в нашем теле в ответ на лечение. Но таким образом врачам удается победить тяжелые заболевания и продлить жизнь своим пациентам. Но надо понимать, что любое лекарство «чужеродный элемент», и на него будет всегда «защитная реакция», которая проявляется в таких феноменах, как побочные эффекты и развитие толерантности (привыкания).
Вспомним основы диалектического материализма. Базовый закон развития любой системы
это переход количества в качество. Продление жизни с помощью подавляющих симптомы болезни методов лечения, всегда будет приводить к изменениям ее качества. Иногда в тяжелых случаях это даже приводит пациентов к мыслям об эвтоназии. Очень сложная тема…
Стрессом могут быть не только различные воздействия, но и их отмена. В фармакологии есть такой феномен «синдром отмены». Я не один раз рассказывала о том, каким шоком была для меня информация об этом синдроме. Описание его было в учебнике нормальной физиологии, а это 2-ой курс мединститута. В чем смысл синдрома отмены? Я объясню на примере повышенного давления. Итак, если больной с высоким артериальным давлением принимает лекарство снижающее его, то после отмены препарата, давление хоть на немного, но поднимется выше предыдущих цифр. Синдром отмены есть у всех лекарств. Но у некоторых он очень выражен, например, гормонов (кортикостероидов). У некоторых практически незаметен. Особые отношения у нас с психотропными препаратами, их отменить бывает очень сложно. Синдром отмены и развитие толерантности доказывают то, что любое лекарство наш организм воспринимает как чужеродный агент и включается в борьбу с ним. Порой ему это удается, и лекарство перестает действовать.